«Мой четырехлетний сын грыз ногти больше 6 месяцев, когда сидел и смотрел мультики. Сам не замечал, как до корней все подгрызал. Я и объясняла и ругала, и горький лак искала… Отчаялась. Поэтому ухватилась за предложение Виктории помочь, хотя мало верила, что дистанционно что-то может получиться».
Это фрагмент отзыва мамы мальчика, который я получила через 2 недели после нашего знакомства. Моему старшему сыну на тот момент был почти годик. Любознательность и энергичность, желание пробовать всё в этом мире передались и мне. Вот тогда и появились мои первые пробы онлайн программ для мам. Но я скучала по работе с детьми. А если и с ними попробовать работать через Skype?
Я размышляла так. Почему детские психологи не работают дистантно с ребёнком? Потому что большинство пользуются игровой терапией, рисуночными техниками, песочницей. А это всё в Skype не перенесёшь. Но мне же не нужно это всё, для меня важен разговор. К видео разговорам дети привыкают сейчас с младенчества. Я знаю даже случаи, когда бабушки читают внукам книжки по скайпу, пока мама занимается делами. Устанавливать контакт через видео дети умеют. Так я снимала с себя разные ограничивающие убеждения.
Помню свою первую онлайн консультацию. Сижу перед компьютером, жду назначенное время, а в голове рой мыслей:
— Ох, он такой маленький! Наверное, сразу убежит и говорить со мной не будет.
— Ладно, в кабинете малыши тоже не сидят чинно на диванчике. Перемещаются, исследуют кабинет. А сейчас он в своей комнате, так что исследовать ему останется только меня.
— А если не будет понимать моих вопросов? Бывает же, что слышно плохо.
— Но он же будет с мамой, она поможет.
И вот передо мной мальчишка четырёх лет. В глазах интерес, любопытство – о чём со мной будет говорить эта тётя? Выдыхаю. С таким не страшно, он будет работать.
Минут за 30 набросали наш план. Вместо привычки грызть ногти будем учиться сохранять их целыми.
— Как ты назвал бы такое умение? – спрашиваю я. – А то слишком длинно получается – сохранять ногти целыми.
— Хм… Ногти рыцари. Нет, рыцарские ногти!
Не спрашивайте у меня откуда дети берут такие названия. Главное, что они работают!
Взяли в помощники игрушку-трансформер Оптимус.
— Он может следить за микробами, чтобы они обманом и хитростью не проникли через пальчики в рот, — подсказывает мама.
— Да, он мне будет напоминать, что нельзя пальцы брать в рот.
— А ещё его можно держать в руках, когда смотришь мультики, чтобы пальцы не полезли в рот, – добавляю я.
Обвели кисти рук на листе бумаги. Каждый вечер мальчик с мамой рассматривали ногти, чтобы понять какой из десяти приближается к званию Рыцарского. Тогда над ним рисовали корону. И через 10 дней их торжественно состригли. Повелитель ногтей рыцарей был невероятно горд собой и попросил маму сфотографировать состриженные ноготки, чтобы послать мне фотографию.
Эта гордость за себя передалась и мне. С тех пор я консультирую детей онлайн. Сейчас уже на совершенно разные темы. А начинала с привычек (грызть ногти, сосать пальцы или ковырять их, спать только с родителями или приходить к ним каждую ночь, разбрасывать вещи или не выговаривать звуки, которые уже поставил логопед).
И для себя сделала вывод – нужно пробовать разные формы работы и идти за своим интересом!
p.s. История написана с разрешения мальчика и его мамы