Мы водили его к психологу. Что-то она его расспрашивала, давала карточки. Сказала, что ему нужно больше уделять внимания. Я старалась. Но результатов особых не было.

Бабушка её водила несколько месяцев в центр. Она занималась, во что-то они играли. Я не знаю, не понимаю, как это работает.

Действительно, как работает психолог и сколько встреч нужно, чтобы заметить результат?

Про то, как я работаю с детьми, я немного писала в предыдущей части. А в этой попробую ответить на вопрос родителей о количестве встреч. Ведь консультации частного психолога не дешёвые.

Скажу честно, я никогда не знаю, сколько встреч понадобится. И среднее арифметическое вычислять — не правильно. Бывает, что проблема обособлена (только застенчивость, один какой-то страх, вспышки злости, воровство). А бывает клубочек, когда хочется и учёбу сделать более комфортной, и отношения между братьями улучшить, и вещи научиться за собой убирать, а также не грубить бабушке.

Поэтому лучше я расскажу о максимальном и минимальном количестве встреч до желаемого результата в моей практике.

Дольше всего (20 встреч, 4,5 месяца) мы убирали страх публичных ответов.

Он просто не мог читать или отвечать при классе. Мы разработали свою систему продвижения по уровням сложностей. Конечно, нам всем хотелось побыстрее её пройти, но мы вязли в недоверии к одноклассникам, злых мыслях и в смятении чувств, которых он не мог объяснить.

Шли маленькими шагами. Изменения были, но главного — чтения вслух при классе — нет. А потом раз и поехали! За неделю вся иерархия сложностей была пройдена.

Минимальное количество встреч — одна, после неё уже были результаты. Волшебство да и только! Так, наверное, могут только дети. Несколько лет подряд грызть ногти или спать только с родителями, а потом раз — и за неделю отрастить ногти, в тот же день лечь спать в своей комнате.

Но самая волшебная история в моей копилке про невнимательного третьеклассника. Он забывал и терял всё на свете. Был очень способным, умным мальчиком, но из-за пропущенных слов, букв, списанных неправильно с доски заданий получал оценки ниже на несколько баллов. И домашние задания выполнял до вечера, потому что постоянно отвлекался.

Когда мама ребёнка описала мне ситуацию, я не думала, что смогу без нейропсихолога помочь. Мы встретились. Я расспрашивала про невнимательность. Она и ему, а не только маме и учителю, надоела. Из-за неё он долго делал уроки и почти не гулял.

Приходят через неделю. И вот мой очаровательный третьеклашка рассказывает, что за неделю ничего не потерял и не забыл дома или в школе. А главное — он теперь уроки делает за час и каждый день играет с пацанами в футбол. “В общем, невнимательности, — говорит он, — почти не осталось!”

Скажу честно, я сразу не поверила, думала, что хочет он от психолога таким образом избавиться. Нет проблемы — нет психолога. Но рядом сидела мама и на мой удивленный взгляд ответила, что говорит он чистую правду.

Мы встретились ещё раз, мама попросила, чтобы мы убрали ещё невнимательность при переходе дороги. А то он забывал посмотреть налево, а потом направо. Меня, конечно, распирали радость и удивление: “Как ты это сделал?” Он задумался и сказал: “А я всегда добиваюсь того, чего хочу!” И они с мамой рассказали мне несколько историй в подтверждении этой способности.

Я была их школьным психологом. Поэтому знаю продолжение этой истории. Невнимательность в прежней мере так и не вернулась ни через месяц, ни через год, ни через два.

Вот такие волшебные превращения возможны у детей.

Но мне бы не хотелось, чтобы вы подумали, что ваш ребёнок просто не хочет пойти вам навстречу, взять себя в руки и изменить своё поведение. Или ребёнок какой-то не такой, вот бывает же и по-другому.

Так от чего же зависит, как скоро наступят изменения?

Конечно, желание ребёнка значит очень много. Но не всегда то, что беспокоит родителей также неприятно и самому ребёнку. Нет явных негативных влияний на его жизнь. Но как только ребёнок понимает, что с проблемой ему не по пути, он с ней прощается.

От веры ребёнка в свои силы, в то, что можно изменить ситуацию. Бывает так, что и родители уже не очень верят в результат. Поэтому очень важна регулярная поддержка. Добрый взгляд, вера, энтузиазм, мягкие напоминания, внимательность — прекрасное топливо для продвижения к результату.

И вопросы психолога. Вопросы не с позиции “я всё знаю за вас”, а с позиции интереса и веры, что всё обязательно получится.

Наши встречи похожи на составление картин из пазлов. Мы находим всё новые и новые детали. И в один прекрасный день ребёнок и родители замечают, что желаемая картинка собрана.