Хочу рассказать об установках, убеждениях, которые у нас в голове ещё с детства. О том, что эти знания кажутся истиной, само собой разумеющимся. Воспринимаются как нормы, правила. «Так всегда было и так правильно, нормально».

Норма – это быть счастливым, здоровым, иметь друзей, семью и т.д. И, если что-то не так или не совсем так, значит это не нормально. Мы словно измеряем себя линейкой норм по разным статьям. Насколько я дружелюбна, красива, успешна, здорова, сексуальна, умна и т.д. И, как правило, дотянуть до нужной отметки по всем пунктам никому не удаётся. Норм вокруг темы материнства всегда очень много. Полное ощущение, что нам предписывают какими мамами мы должны быть.

Какие убеждения бывают

Маму окружают со всех сторон «непреложные истины» по поводу воспитания детей. Как правильно кормить, одевать, как гулять, сколько должен ребёнок спать и каким образом его укладывать. Как должна выглядеть мама, как себя вести. И много-много еще разнообразных «как должна».

Не меньше убеждений по поводу того, каким в итоге «правильного» взращивания и воспитания должен быть ребёнок. Пока он совсем маленький всех интересует его физическое развитие: сколько весит, а сколько прибавил в последний месяц, а начали прикорм? Что он уже умеет делать и чем интересуется? При этом у человека, который расспрашивает маму могут быть свои убеждения относительно развития ребёнка. И тогда он начинает восклицать: «Как, вы не даёте ему водички?», «Почему до сих пор он у вас не ест мясо?», «И что, ему 10 месяцев, и он не ходит? Наш уже бегал!»

Чем старше становится ребёнок, тем больше «линеек» прикладывается к маме и малышу.

Когда заговорил?

Мама развивает ребёнка? Водит ли в группы развития?

А спортом он уже занимается?

Какие стихи знает?

Во что играет? А сам может? А мама играет с ребёнком?

И множество других.

Противоречия

Но что удивительно, несмотря на то, что эти убеждения воспринимаются как истина, буквально на любую норму есть противоположный вариант!

Давайте попробуем с вами поиграть в такую игру. Найти на каждое убеждение противоположный вариант, имеющий право жить в нашем обществе.

Начнём с самых распространенных.

Мама должна любить ребёнка, быть доброй и ласковой, нежной.

Но существует очень распространенное убеждение: «Не бери часто на руки, он потом только на руках и будет сидеть. Разбалуешь! Он на голову тебе сядет!»

С ребёнком надо заниматься, и чем раньше начать, тем лучше. Развивать его всесторонне: читать книжки, показывать картинки, слушать с ним музыку, плавать, делать гимнастику, танцевать, развивать мелкую и крупную моторику и т.д. И чем старше ребёнок, тем больше вариантов.

Никто не спорит, что это всё полезно для детей. И ясно, что надо заниматься не время от времени, а регулярно, только тогда толк и будет. И кто так пробовал, знает, что таким образом расписан весь день с перерывами на сон, еду и прогулку. Но существует и другое не менее сильное убеждение – ребёнка надо приучать к самостоятельности, он должен научиться сам себя развлекать, сам играть и т.д. Что же он без мамы и шагу не может ступить?

Попробуйте сами найти бытующие в нашем обществе варианты, которые мешают или даже противоположны следующим убеждениям:

  • В семье должны быть правильно распределены роли, чтобы ребёнок «считывал» верную модель поведения. Поэтому папа должен работать и обеспечивать семью. Мама должна воспитывать детей, заниматься домом.
  • С ребёнком нужно много гулять.
  • Детей нужно отдавать в детский сад для социализации.
  • С ребёнком нужно играть.
  • Малыш должен спать в своей кроватке с рождения.

Откуда берутся эти «линейки»?

Как мамы узнают про то, как должно быть? Что-то мы помним из своего детства, рассказов наших мам и бабушек. Подруги делятся своим опытом. Множество журналов, блогов, форумов предлагают свою «правду жизни».

И за каждой такой «линейкой» стоит своя история. Нам сейчас кажется, что «а как же иначе?» А когда-то так было задумано кем-то (возможно, государством), имело вынужденную меру и т.д.  Например, большинство родителей не укладывают своих детей раньше 21 часа. Хотя дети могут последние 2-3 часа уже капризничать, не желать играть, слушать чтение книг, развлекаться любыми способами. Да, программа «Спокойной ночи, малыши» заканчивается в 21 час. После чего надо искупать ребёнка, накормить и уложить спать. Почему не раньше, если он уже хочет спать и вместо спокойного бодрствования и игры сплошное нытьё? Когда-то государству было так выгодно. У мам декретный отпуск был коротким. Детей отдавали в ясли. И вот в яслях дети должны были подолгу спать, а для этого лучше, чтобы ночной сон у ребёнка был покороче. Сейчас уже нет такой необходимости, а убеждение, что в такое время правильно укладывать детей спать осталось.

Как они на нас влияют?

Все эти убеждения воспринимаются мамами как некие истины, «правды жизни». И женщины стремятся им соответствовать. Но разве это реально? Сталкиваясь с тем, что «как надо» не получается, приходит разочарование в себе, как маме. Одни переживают, что рано перестали кормить грудью, другие, что поздно. Кто-то считает, что мало занимаются с ребёнком, другие страдают, что не научили самостоятельности. Некоторые мамы мучаются угрызениями совести, что не играют с детьми, другие играют, но им это не интересно, и появляются вопросы к себе: почему я не испытываю от этого удовольствия, я же должна радоваться всему, что касается моего долгожданного чада. А третьи задумываются над вопросом о перегибе внимания к ребёнку, а муж давно забыт.

Могут появиться вопросы: «Что я делаю не так?», «Почему у меня не получается?», «Может быть со мной что-то не так, раз у меня не выходит?». И мы готовы практически на всё, чтобы соответствовать: не спать ночами, чтобы ребёнок не плакал, вырезать, клеить, мастерить, писать сценарии тематических неделек и проч.

Обещания убеждений. Что скрывается за мелким шрифтом?

Но если мы спросим себя: «Что будет, если мы расшибёмся, но сделаем максимально возможное? Какой приз мы получим, если продвинемся по линейке к максимуму?» Скорее всего, это будет что-то вроде: здоровый и развитый ребёнок, ощущение себя хорошей мамой и т.д. Тогда давайте зададим себе ещё пару вопросов.

А бывает так, что мама уже на пределе своих возможностей в старании сделать всё как надо, а заветного результата нет? Например, мама играет с ребёнком, читает ему «нужные» книги, обучает его читать и считать, а малыш не то, чтобы уж очень показывает себя развитым.

И второй вопрос: бывает ли, что без особых усилий родителей ребёнок здоров, бодр, весел и развит? Можно задаваться и другими вопросами. Зачем нам надо, чтобы малыш был в свои годы таким развитым, чтобы все удивлялись его способностям? Обещает ли такое раннее развитие счастье человека в будущем?

Что можно сделать?

Я не предлагаю вам забыть про всё, к чему вы стремились. Считать все нормы возрастного развития бесполезными. Перестать слушать советы бабушек и подруг и отказаться от чтения вообще. Я предлагаю в моменты, когда трудно, портится настроение, мы злимся, останавливаться и задавать себе вопросы:

Почему я себя так чувствую?

Какой «линейкой» я сейчас измеряю себя или своего малыша?

Откуда у меня это знание?

Что будет, если я расшибусь, но сделаю максимально хорошо?

И что тогда?

Что это убеждение обещает мне?

Разобраться более подробно с убеждениями, «линейками», которые на вас наиболее сильно влияют, портят настроение, заставляют сравнивать себя с другими я предлагаю на своём вебинаре, который появится в ближайшее время. Следите за новостями!