Хочу рассказать об установках, убеждениях, которые у нас в голове ещё с детства. О том, что эти знания кажутся истиной, само собой разумеющимся. Воспринимаются как нормы, правила. «Так всегда было и так правильно, нормально».

Норма – это быть счастливым, здоровым, иметь друзей, семью и т.д. И, если что-то не так или не совсем так, значит это не нормально. Мы словно измеряем себя линейкой норм по разным статьям. Насколько я дружелюбна, красива, успешна, здорова, сексуальна, умна и т.д. И, как правило, дотянуть до нужной отметки по всем пунктам никому не удаётся. Норм вокруг темы материнства всегда очень много. Полное ощущение, что нам предписывают какими мамами мы должны быть и как правильно воспитывать ребёнка.

Какие убеждения бывают

Маму окружают со всех сторон «непреложные истины» по поводу воспитания детей. Как правильно кормить, одевать, как гулять, сколько должен ребёнок спать и каким образом его укладывать. Как должна выглядеть мама, как себя вести. И много-много еще разнообразных «как должна».

Не меньше убеждений по поводу того, каким в итоге «правильного» взращивания и воспитания должен быть ребёнок. Пока он совсем маленький всех интересует его физическое развитие: сколько весит, а сколько прибавил в последний месяц, а начали прикорм? Что он уже умеет делать и чем интересуется? При этом у человека, который расспрашивает маму могут быть свои убеждения относительно развития ребёнка. И тогда он начинает восклицать: «Как, вы не даёте ему водички?», «Почему до сих пор он у вас не ест мясо?», «И что, ему 10 месяцев, и он не ходит? Наш уже бегал!»

Чем старше становится ребёнок, тем больше «линеек» прикладывается к маме и малышу.

Когда заговорил?

Мама развивает ребёнка? Водит ли в группы развития?

А спортом он уже занимается?

Какие стихи знает?

Во что играет? А сам может? А мама играет с ребёнком?

И множество других.

Противоречия

Но что удивительно, несмотря на то, что эти убеждения воспринимаются как истина, буквально на любую норму есть противоположный вариант!

Давайте попробуем с вами поиграть в такую игру. Найти на каждое убеждение противоположный вариант, имеющий право жить в нашем обществе.

Начнём с самых распространенных.

Мама должна любить ребёнка, быть доброй и ласковой, нежной.

Но существует очень распространенное убеждение: «Не бери часто на руки, он потом только на руках и будет сидеть. Разбалуешь! Он на голову тебе сядет!»

С ребёнком надо заниматься, и чем раньше начать, тем лучше. Развивать его всесторонне: читать книжки, показывать картинки, слушать с ним музыку, плавать, делать гимнастику, танцевать, развивать мелкую и крупную моторику и т.д. И чем старше ребёнок, тем больше вариантов.

Никто не спорит, что это всё полезно для детей. И ясно, что надо заниматься не время от времени, а регулярно, только тогда толк и будет. И кто так пробовал, знает, что таким образом расписан весь день с перерывами на сон, еду и прогулку. Но существует и другое не менее сильное убеждение – ребёнка надо приучать к самостоятельности, он должен научиться сам себя развлекать, сам играть и т.д. Что же он без мамы и шагу не может ступить?

Попробуйте сами найти бытующие в нашем обществе варианты, которые мешают или даже противоположны следующим убеждениям:

  • В семье должны быть правильно распределены роли, чтобы ребёнок «считывал» верную модель поведения. Поэтому папа должен работать и обеспечивать семью. Мама должна воспитывать детей, заниматься домом.
  • С ребёнком нужно много гулять.
  • Детей нужно отдавать в детский сад для социализации.
  • С ребёнком нужно играть.
  • Малыш должен спать в своей кроватке с рождения.

Откуда берутся эти «линейки»?

Как мамы узнают про то, как должно быть? Что-то мы помним из своего детства, рассказов наших мам и бабушек. Подруги делятся своим опытом. Множество журналов, блогов, форумов предлагают свою «правду жизни».

И за каждой такой «линейкой» стоит своя история. Нам сейчас кажется, что «а как же иначе?» А когда-то так было задумано кем-то (возможно, государством), имело вынужденную меру и т.д.  Например, большинство родителей не укладывают своих детей раньше 21 часа. Хотя дети могут последние 2-3 часа уже капризничать, не желать играть, слушать чтение книг, развлекаться любыми способами. Да, программа «Спокойной ночи, малыши» заканчивается в 21 час. После чего надо искупать ребёнка, накормить и уложить спать. Почему не раньше, если он уже хочет спать и вместо спокойного бодрствования и игры сплошное нытьё? Когда-то государству было так выгодно. У мам декретный отпуск был коротким. Детей отдавали в ясли. И вот в яслях дети должны были подолгу спать, а для этого лучше, чтобы ночной сон у ребёнка был покороче. Сейчас уже нет такой необходимости, а убеждение, что в такое время правильно укладывать детей спать осталось.

Как они на нас влияют?

Все эти убеждения воспринимаются мамами как некие истины, «правды жизни». И женщины стремятся им соответствовать. Но разве это реально? Сталкиваясь с тем, что «как надо» не получается, приходит разочарование в себе, как маме. Одни переживают, что рано перестали кормить грудью, другие, что поздно. Кто-то считает, что мало занимаются с ребёнком, другие страдают, что не научили самостоятельности. Некоторые мамы мучаются угрызениями совести, что не играют с детьми, другие играют, но им это не интересно, и появляются вопросы к себе: почему я не испытываю от этого удовольствия, я же должна радоваться всему, что касается моего долгожданного чада. А третьи задумываются над вопросом о перегибе внимания к ребёнку, а муж давно забыт.

Могут появиться вопросы: «Что я делаю не так?», «Почему у меня не получается?», «Может быть со мной что-то не так, раз у меня не выходит?». И мы готовы практически на всё, чтобы соответствовать: не спать ночами, чтобы ребёнок не плакал, вырезать, клеить, мастерить, писать сценарии тематических неделек и проч.

Обещания убеждений. Что скрывается за мелким шрифтом?

Но если мы спросим себя: «Что будет, если мы расшибёмся, но сделаем максимально возможное? Какой приз мы получим, если продвинемся по линейке к максимуму?» Скорее всего, это будет что-то вроде: здоровый и развитый ребёнок, ощущение себя хорошей мамой и т.д. Тогда давайте зададим себе ещё пару вопросов.

А бывает так, что мама уже на пределе своих возможностей в старании сделать всё как надо, а заветного результата нет? Например, мама играет с ребёнком, читает ему «нужные» книги, обучает его читать и считать, а малыш не то, чтобы уж очень показывает себя развитым.

И второй вопрос: бывает ли, что без особых усилий родителей ребёнок здоров, бодр, весел и развит? Можно задаваться и другими вопросами. Зачем нам надо, чтобы малыш был в свои годы таким развитым, чтобы все удивлялись его способностям? Обещает ли такое раннее развитие счастье человека в будущем?

Что можно сделать?

Я не предлагаю вам забыть про всё, к чему вы стремились. Считать все нормы возрастного развития бесполезными. Перестать слушать советы бабушек и подруг и отказаться от чтения вообще. Я предлагаю в моменты, когда трудно, портится настроение, мы злимся, останавливаться и задавать себе вопросы:

Почему я себя так чувствую?

Какой «линейкой» я сейчас измеряю себя или своего малыша?

Откуда у меня это знание?

Что будет, если я расшибусь, но сделаю максимально хорошо?

И что тогда?

Что это убеждение обещает мне?

Разобраться более подробно с убеждениями, «линейками», которые на вас наиболее сильно влияют, портят настроение, заставляют сравнивать себя с другими я предлагаю на своём вебинаре, который появится в ближайшее время. Следите за новостями!