Говорят: «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Но как же это сделать? Как изменить свой взгляд на себя? А на своего ребёнка? Можно ли сделать так, чтобы ребёнок рос уверенным в своих силах и способностях?
Можно! Поделюсь простым упражнением, которое в этом поможет.
У нашего двухлетнего сына Андрюши новое увлечение. Хочет, чтобы я рассказывала про машины.
Всё началось за столом. Признаюсь, иногда я использую запрещённый приём – кормлю ребёнка не только обедом или ужином, но и сказками. Рассказываю и в стихах, и в прозе. Но как-то Андрюша отказался от всех предложенных сказок и попросил рассказать про машину.
Пока я сочиняла рассказы про строительную технику ещё ничего. Правда, сыну так понравились эти истории, что мне пришлось и про железобетон рассказывать, и про смесители, и про стеклопакеты. Про стройку вообще и строительные машины в частности можно рассказывать долго.
Но на другой день Андрюша заказал историю про нашу машину. Первая моя мысль была: «Что же про неё рассказывать? Четыре колеса, два номера, пять дверей, цвет, модель. А что ещё?» Оказалось, что про легковой автомобиль тоже можно рассказывать очень долго. Два дня уже рассказываю. Получается благодаря припоминанию разных деталей, которые сразу и в голову не приходят.
Например, багажник. Что про него рассказать? Он большой, помещаются санки или коляска, сумки. Но у багажника ведь есть ещё одно отделение, скрытое с глаз – в нём лежит запаска. А ещё в багажнике всегда есть огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка, инструменты. Вот сколько дополнительных тем для разговора появилось!
И так про любую часть автомобиля. Поверьте, я никогда с таким вниманием к нашей машине не относилась.
И вот, рассказывая второй день истории про наш автомобиль, я подумала, что про человека ведь можно рассказать гораздо больше!
Попробуйте сами или с ребёнком, поиграйте в «Сыщиков».
Для этого обратите внимание на любое занятие. Например, сейчас вы читаете эту статью. Что это может говорить про вас?
А чем любит заниматься ребёнок? Собирать что-то из конструктора? Что это занятие может рассказать о нём?
Он усидчивый, с фантазией, если придумывает конструкции сам. А может, разбирается в схемах, если собирает по ним. Может преодолевать трудности, если что-то рушится или не получается. Умеет придумывать истории, если играет потом с собранным. Легко начинает всё заново. Или наоборот, быстро привязывается, дорожит тем, что получилось и не хочет разбирать. Находит выход из затруднительного положения, если соединяет детали конструктора и другие предметы.
И таких историй про ребёнка, уверена, найдётся множество.
Зачем всё это?
Это простое упражнение показывает, как много историй можно припомнить. Открыть для себя знания, которые на первый взгляд не видны.
Я сейчас работаю с тремя женщинами и мальчиком, с которыми мы разговариваем про уверенность в себе. На первый взгляд кажется, что уверенности мало или нет. И происходит это, потому что мы сосредотачиваемся на том, где не уверены, сомневаемся и критикуем себя.
Но в нашей жизни масса историй про уверенность, гордость и радость за себя, про жизненные принципы, которые мы готовы отстаивать. И если посмотреть на свою жизнь повнимательнее, как в предложенном упражнении, то уверена, найдётся множество историй, которые на первый взгляд были не заметны. А они меняют наш взгляд на себя.