Что происходит на консультации психолога? Разговор. А как же он меняет жизнь, если советов психолог не даёт? Психологи работают по-разному. Не в смысле хуже или лучше, а в разных подходах. Я расскажу о своей работе.
В этой статье вы узнаете как я задаю вопросы, почему именно такие и как они меняют жизнь людей (больших и маленьких).
Интересно узнать, что происходит у психолога в голове, когда он работает?

Часть 1

Ко мне обратилась молодая женщина Марина, потому что очередной раз расстроилась и долго переваривала случай в детском саду. Обсуждали родительским комитетом, в котором она состоит, новогодние подарки для детей. Сначала её идею поддержали, а потом всё переиграли. И она не смогла отстоять своё мнение. Просто промолчала.

А внутри всё кипело. Дома рассказала мужу, на что получила в ответ: «Какая тебе разница, что за подарок будет? А если ты так переживаешь, то уходи вообще из этого змеюшника-комитета».

Марина ещё долго не могла уснуть, прокручивая эту ситуацию в голове. Злилась на себя, вспоминала, сколько раз она уступала и в саду сына, и на работе, и с друзьями. Сколько раз молчала, когда очень хотела высказать своё мнение, а потом прокручивала в уме свою несостоявшуюся речь. А главное – стала замечать, что и сын такой же, как она. На детской площадке всем уступает, в саду никому отпор не даёт. «Ну уж нет, сыну я такой же участи не желаю! Надо идти к психологу, начинать с себя. А то какой я ему пример подаю?!»

С чего начнёт психолог?

Для начала выслушает и подытожит кратко сказанное. Попросит дать название этому состоянию. Марина решила, что всё это про её неуверенность в себе.

И кажется, что эта неуверенность в неё просто «вшита», вот прямо с самого детства! Марина припомнила, как в школе не любила разные конкурсы и олимпиады, хотя училась всегда очень хорошо и школу закончила с серебряной медалью. Из-за неуверенности в себе не рискнула подавать документы в ВУЗ, где хотела учиться. А выбрала попроще.

И на работе частенько неуверенность с ней, особенно, когда сравнивает себя с другими. Кажется, что они лучше, компетентнее, свободнее. И детский сад с родительским комитетом. Ну почему она не отстояла своё мнение?!

Кажется, что эта неуверенность в себе полностью подчинила себе Марину.

Но! У меня есть вера, что ни одна проблем не может захватить жизнь человека полностью. Какая бы сильная не была история про неуверенность, я верю, что есть исключения из неё. С этой верой я продолжаю задавать вопросы.

И оказывается, что Марина в общем-то знает себе цену. Всегда знала, что способная и школьные предметы давались ей легко. Да, конкурсы и олимпиады не любила, так как там было сравнение себя с другими, что пугало и было болезненным. Но даже экзаменов она не очень боялась, знала, что подготовится и сдаст хорошо. На работе её ценят и уважают. Марина призналась, что и сама считает себя профессионалом и ответственной, работоспособной. А когда проект интересный, так она и про сравнение с коллегами забывает.

И даже в тех ситуациях, рассказанных в качестве примера про неуверенность, есть исключения. Истории про что-то ещё кроме неуверенности. Я к ним очень внимательна. Такая «настройка слуха» называется двойным слушанием. Т.е. слушаешь проблемную историю и сразу слышишь в ней то, что ей иногда противоречит или простоы выпадает из неё, не соответствует.

На мой вопрос: «А как вы оказались в родительском комитете?», Марина ответила, что хотела сделать жизнь своего сына и других детей в детском саду лучше, интереснее, приятнее. Она всегда полна идей и они уже многое в своей группе воплотили. Разве эта история про неуверенность в себе? Марина сказала, что, пожалуй, она бы назвала это «потоком интереса». Когда ей интересно, она увлечена идеей, никакой неуверенности нет.

Мы встречались ещё несколько раз. И находили, вспоминали разные истории жизни. Так со школьных лет протянулась история «я способная», поэтому неуверенность в себе не мешала писать контрольные и сдавать экзамены. И сейчас Марина считает себя профессионалом в продолжение этой истории. Обучение дается легко.

Появилась история “умею постоять за себя и других”.

Оказалось, что поступков ещё с детского сада накопилось немало. Как защищала себя и подружку от вредных девчонок в детском саду. Как в школе не дала навязать себе прозвище. А в 10 классе, когда перешла в другую школу, чуть было не подверглась травле, но не дала себя в обиду и в итоге стала принятой и уважаемой в классе. И многие-многие другие.

Как же так? С чего тогда возникла неуверенность? Все эти “истории жизни” вполне умещаются в одном человеке. Просто “я неуверенная” — доминирующая, более заметная Марине.

Когда же мы нашли и другие, не подчиняющиеся неуверенности в себе истории, а порой и противоречащие ей, изменилось и представление о себе. То есть мы как бы переписали взгляд на себя. При этом, как видите, самой девушке не надо делать что-то ей не свойственное, ломая себя “через колено”.

Она не получила от меня ни одного совета. Все эти истории, которые ей гораздо больше нравились, чем неуверенность, уже случились в её жизни. Она уже всё это умела и делала. Но теперь, когда взгляд на себя изменился, таких предпочитаемых уверенных действий будет больше. Просто потому, что она так себя чувствует.

Вот к чему приводит вера психолога в то, что ни одна проблема не захватывает жизнь человека полностью. А ещё внимательное слушание и маленькие вопросы.

Попробуйте и вы найти в своей жизни исключения из “проблемных историй”!