Ребенок - копия своих родителей?

То, что ребёнка надо воспитывать не словами, а личным примером – это понятно. «Но как быть, если пример перед глазами не самый лучший», — этот вопрос я частенько получаю на консультациях от мам. А дальше идут истории про пап, которые подают сыновьям не лучший пример: приходят с работы и смотрят телевизор, читают что-то в планшете или телефоне, не хотят никуда ходить с семьёй, не читают книг и далее по списку.

Есть опасения, что ребёнок, особенно сын, усвоит такую ролевую модель и будет точной копией отца – лежать на диване с планшетом в руках без каких-либо интересов в жизни.

Вы разделяете эти опасения? Как вам кажется, всегда ли сыновья похожи на своих отцов, а дочери на мам? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Подтверждение того, что так и есть

Сколько существует пословиц про то, что дети – копия родителей! «От осинки не родятся апельсинки», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Каков род, таков и приплод», «Каков отец, таков и молодец», «Дурной рыбак — дурные сети, дурная мать — дурные дети», «Щенок у матери лаять учится». Знакомые часто восклицают: «Вылитый отец, даже походка одна!» Почему так происходит?

Во-первых, гены. Это удивительно, но порой передаются такие особенности!

Во-вторых, подражание. Дети – страшные повторюшки.

Почему тогда они не повторяют за нами лучшие модели поведения?

Мне кажется, что просто то, что нам не нравится, чаще бросается в глаза. И потом, ребёнку проще повторить за родителем игру в планшете, чем то, как тщательно убирает мама в квартире. Так что это, пожалуй, история не про подражание, а про лёгкий досуг.

«Я в твои годы уже…» А ребёнок сейчас это сможет сделать? Если нужного навыка нет, то сложно повторить за папой быстрое решение задач, пунктуальность во всём, быстро собираться в школу/детский сад/на прогулку. Тем более, если папа сразу хочет видеть результат и только раздражается, когда у ребёнка не получается: «Что тут сложного?».

Некоторые действия действительно сложно повторить. Это всё равно, что впервые поставить перед ребёнком большой двухколёсный велосипед и ожидать, что он сядет и поедет. Он же видел, как другие катаются. Сможет?

Нет, конечно. Надо, чтобы папа за руль придержал, мама вдохновляла, и родители терпеливо ждали, что обязательно получится, если тренироваться.

Бывает ли, что ребёнок не повторяет модели своих родителей?

Представляете, пословицы и на эту тему есть! «Бывает добрая овца и от беспутного отца», «Ни в мать, ни в отца, а в прохожего молодца», «Сын-то он мой, да ум-то у него свой», «Из одной печи, да не одни калачи».
Давайте обратимся к собственному опыту. Похожи ли вы на своих родителей в привычках, моделях поведения в той или иной ситуации? Уверена, что 100% схожести нет. А бывает и так, что становимся противоположностью. Вы наверняка знаете подобные примеры!

Почему так происходит?

Чем старше ребёнок становится, тем больше перед ним моделей для подражания. Кроме родителей есть бабушки и дедушки, друзья, учителя, герои мультфильмов, фильмов, книг. Мы впечатляемся, подражаем или наоборот решаем, что так поступать не будем. Личность человека становится многогранной, а не простой копией даже самого обожаемого родителя. Мы, взрослые люди, и не сразу можем вспомнить, где и у кого научились так смотреть на мир.

Старайся – не старайся, а вырастет по-своему?

Это не совсем так. Изначально способы жить показывают родители ребёнку. Как реагировать на неудачу, относиться друг к другу, интересоваться жизнью вокруг, общаться с людьми, веселиться или грустить, путешествовать или сидеть дома. Ведь иногда уже, будучи взрослыми, мы удивляемся: «А что, так можно было?».

Нет гарантии, что ребёнок будет любить то, что любите вы, например, собирать грибы. Но если вы с ним ни разу в лес не сходите, он просто не узнает, как это ходить и хрустеть сучьями, вдыхать густой запах леса, слушать пение птиц, испытывать азарт «а найду ли ещё гриб?», радоваться находке. Он сам решит насколько это приятно и интересно. Спросите у него, понравилось ли ему, а что не понравилось. По крайней мере, ребёнок приобретёт опыт обращения к своим чувствам и желаниям, будет знать, что значит собирать грибы и нравится ли ему такой отдых.

Для себя в этом вопросе воспитания я сделала два вывода:
1) Жить своей жизнью, не бояться жить так, как хочется, показывать детям свои интересы и свой взгляд на мир.
2) Предлагать ребёнку разное, но не ждать, что он будет любить и ценить то, что важно для меня.

Кстати, в моей новой программе «Летнее семейное приключение» есть отличные задания на понимание своих чувств, настроений, желаний и любимых занятий. Хорошая практика для родителей и полезные навыки для детей!