Маленький ребёнок с рождения окружён не только различными вещами, запахами, звуками, мамиными прикосновениями, но и словами. Наш малыш поначалу совсем ничего не знает о себе. Но со временем начинает узнавать, что он мальчик (или девочка), солнышко, котёнок, умничка, проказник и т.д.

Откуда к нам поступают сведения о мире и о самих себе? Конечно же, от людей. И в самом начале нашей жизни главные информаторы – это родители, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Именно их слова позволяют ребёнку складывать представление о себе.

Конечно, это только начало. Дальше появятся и другие люди: воспитатели в детском саду, учителя в школе, тренер в спортивной секции, друзья, соседи и пр. В общении с ними ребёнок будет расширять знания о себе, истории своей жизни. Но какая информация попадёт в эту копилку, а какая останется «за бортом»?

Ежедневно с нами случается масса событий. Но только малая часть остаётся в нашей памяти, большинство же проходит мимо. А сколько в жизни таких событий, от самых маленьких до вполне значительных? Миллиарды!

И вот наше восприятие просеивает их через «фильтр доминирующих историй». Как он устроен? Если мы имеем о себе представление как об ответственном человеке, который всегда выполняет свои обещания, то всё, что происходит с нами в этом русле, будет восприниматься как само собой разумеющееся и, скорее всего, запоминаться.

А бывает, что мы не сдержали своего обещания, или сделали, но с огромным опозданием? Бывает. Но скорее всего, такой эпизод не задержится надолго в нашей памяти. Он будет казаться случайным. Зато все те моменты, когда мы проявляли ответственность, ещё больше убедят нас в том, что мы именно такой человек.

Так и ребёнок продолжит «коллекционировать истории» о себе именно в том русле, которое мы ему начнём закладывать в самом раннем детстве. Все мамы волей-неволей вспоминают случаи из детства ребёнка и рассказывают ему истории о нём. Малыш узнаёт, что он капризный или спокойный, умненький, талантливый, ленивый, застенчивый, компанейский, музыкально одарённый или ему медведь на ухо наступил и много-много ещё разных сведений.

Nearsighted

Каждый человек, наверняка, помнит о себе такие рассказы. Их по многу раз повторяют, рассказывая разным людям. Какие-то истории нам нравятся, другие могут раздражать, вызывать стыд или просто неприятие.

И тем не менее, мы продолжаем совершать поступки в соответствии с этими знаниями о себе. Например, с самого раннего детства вам рассказывают о том, какой вы общительный человек. А вы просто когда-то дали поиграть своей игрушкой другому ребенку. И в следующий раз вы сами предлагаете свои ведерко и совочек соседу по песочнице: вам уже хочется лепить куличики не в одиночестве, а в компании.

И вот эта история разрастается: в школе у вас появляется много друзей, вы быстро завязываете отношения с новыми детьми. И уже во взрослом возрасте продолжаете соответствовать этой истории: легко знакомитесь с другими мамами на детских площадках, переписываетесь в социальных сетях, да и друзей детства у вас хватает.

Но вернёмся к нашему малышу. Сейчас он ещё совсем маленький и у него всё впереди. Какие истории о себе он будет рассказывать, какие поступки совершать из этого представления о себе? Не будут ли эти истории связаны с нашими, родительскими?

Давайте задумаемся, что мы сейчас, как мамы, рассказываем о нашей жизни? Какой смысл мы придаём событиям вокруг нас? Если пока вспоминаются в основном сложности, никогда не поздно начать «коллекционировать» истории радости и удовольствия. И передавать это настроение своему малышу.

2420595420_7e324ffcf7_z